Эмоциональный фон жизнедеятельности. Доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня, разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности.
Новообразования в эмоциональной сфере. Например, дифференциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние через экспрессивные средства и речь), появление социальных эмоций и высших чувств, развитие механизмов эмоциональной регуляции.
Характер отношений ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками. В частности, характер самооценочных действий ребёнка, количество и чистота конфликтов, стремление устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.
Создание ситуаций успеха. Этому способствует включение ребёнка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль даёт уверенность ребёнку в собственной значимости, повышает самооценку.
Стабильность окружающей среды. Это режим, определённая продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.